Что главное в бизнесе? Факторы определяющие успех организации

Вариантов ответа на вопрос «что главное в бизнесе» называют много: клиенты, продукт, технология, менеджмент, команда, внимание к потребителю и т.д. Каждый из этих вариантов может быть и верным и нет одновременно. Зависит это не только от конкретной компании, но и от контекста в котором ставится этот вопрос.

Представляется, что исчерпывающий ответ на вопрос «Что главное в бизнесе» можно получить рассматривая его с двух точек зрения:

  • что главное в бизнесе с точки зрения обеспечения его работоспособности;
  • что главное в бизнесе с точки зрения обеспечения его конкурентных преимуществ.

Проведем анализ чтобы разобраться какие между ними есть отличия.

Что самое главное в бизнесе для обеспечения его работоспособности

В данном случае главные факторы не зависят от конкретной организации.

Напомним, что в соответствии с нашим подходом любой бизнес мы рассматриваем как систему, т.е. совокупность конечного перечня элементов (владелец, продукт, клиенты, персонал, поставщики, государство, средства производства, офисные/торговые/производственные площади, арендодатели), взаимосвязей между элементами (договорные обязательства, технологии, неформальные отношения и т.д.) и общей цели. Подробно устройство бизнеса рассмотрено в статье «Сущность бизнеса. Как с помощью простой формулы понять сложный механизм»

Составляющие компоненты коммерческой организации имеют многочисленные и разнообразные свойства и характеристики (двух одинаковых предприятий не существует, каждое в чем-то уникально) поэтому по своей сути бизнес является сложной системой.

 Исходя из идентичности строения систем для полноты понимания приведем аналогию с известной каждому сложной системой - автомобилем и рассмотрим ее составляющие – элементы, взаимосвязи и цель на предмет главенства одного из них для обеспечения работоспособности системы.

Элементы+

Какой из компонентов главный в автомобиле: двигатель, колесо или руль?

Ответ очевиден: среди нет главных и второстепенных, без любого из указанных составляющих система не будет достигать своей цели.

Взаимосвязи+

Какая из взаимосвязей важнее: педаль – тормозной механизм, рычаг коробки передач – механизм переключения скоростей или блок управления – двигатель?

Ответ: все они необходимы для приведения в действие механизмов и нормальной работы автомобиля.

Цель+

Для достижения какой цели лучше всего использовать серийный легковой автомобиль: для перевозок грузов, для участия в гоночных заездах или для повседневных поездок по личным делам?

Ответ: с помощью обычного легкового автомобиля можно прекрасно достигать цели повседневных поездок по личным делам.

 

Вернемся к бизнес-системам и на примере некоторых элементов и взаимосвязей посмотрим, можно ли что-то назвать главным в бизнесе.

Элементы+

Что главное в бизнесе: продукт, клиенты или средства производства?

Может ли предприятие не производя продукт или производя продукт не востребованный на рынке рассчитывать на успех?

Вряд ли.

Может ли организация не имея достаточного количества клиентов поддерживать свою работоспособность долгое время?

Без постоянного притока денежных средств невозможно обеспечить нормальное функционирование бизнеса.

Сможет ли компания не имея необходимых средств производства произвести продукт или оказать услугу. Нет, даже несмотря на наличие достаточного количества клиентов.

Взаимосвязи+

Какое взаимодействие главное в бизнесе: бизнес – персонал, бизнес – поставщики или бизнес - государство?

Без мотивированных сотрудников, обеспечивающих производство продукта, управление организацией и приток денег в компанию невозможно обеспечить нормальное функционирование и развитие предприятия, следовательно, взаимосвязь бизнес-персонал является важной.

Предприятие не может рассчитывать на постоянство и качество предоставления продукта клиенту, если при производстве продукта используется продукция поставщиков, которые срывают поставки или поставляют товары не отвечающие согласованным характеристикам. За это отвечает правильно настроенная взаимосвязь бизнес - поставщики.

Без оформленных документов на право осуществления предпринимательской деятельности организация рискует попасть под закрытие или штрафные санкции от государства. Взаимодействие бизнес-государство также необходимо.

Цель+

Какая организация более устойчива и выиграет в долгосрочном плане: та, где владелец ставит целью личное обогащение и изымает всю прибыль на личные нужды, или та, в которой поставлена цель планового развития и где часть прибыли реинвестируется в компанию на разработку новых продуктов и совершенствование технологий?

Ответ очевиден – та, которая смотрит в будущее.

 

Таким образом, на вопрос, что главное в бизнесе с точки зрения обеспечения его работоспособности ответ будет - элементы, взаимосвязи и цель. Все связано между собой причинно-следственными связями. Все влияет на общее состояние системы.

Невозможно выделить один доминирующий фактор.

В то же время, в зависимости от категории бизнеса можно выделить компоненты, не влияющие критическим образом на общую работоспособность.

Вернемся к автомобилю – при треснутом бампере автомобиль неисправен, но работоспособен, он может выполнять свою функцию.

Недостаточное количество персонала в торговом зале ведет к образованию очередей – ситуация не нормальная. В этом случае также можно сказать, что бизнес неисправен (компонент «персонал» не отвечает требуемым характеристикам (в данном случае – по требуемому количеству)), но работоспособен (хотя в дальнейшем очереди могут привести к заметному оттоку клиентов, что может оказаться критичным для предприятия).

Опираясь на положения теории систем, нужно отметить, что максимального эффекта для преобразования системы можно добиться изменяя либо взаимодействие между компонентами, либо цель – замена элементов, не приводит к заметным изменениям.

Что самое главное в бизнесе для обеспечения его конкурентных преимуществ

Конкурентным преимуществом является то, что позволяет организации (системе) достигать своих целей лучше других компаний, имеющих аналогичные цели (например, удовлетворение запросов потребителей на рынке бытовой техники в определенном сегменте). В данном случае важный фактор будет своим в каждом конкретном случае.

Все коммерческие организации имеют одну главную цель – зарабатывать деньги, достичь ее можно только одним способом – реализуя свою продукцию (это могут быть товары, работы или услуги) потребителям.

Исходя из этого можно сделать вывод, что понятие «конкурентное преимущество» неразрывно связано с удовлетворенностью потребителей продукцией предприятия и может выражаться через потребительские свойства, например, такие как:

  • цена;
  • сроки (изготовления, поставки, монтажа, пуско-наладки, замены и т.д.);
  • характеристики;
  • стоимость владения;
  • удобство пользования;
  • надежность (долговечность, ремонтопригодность);
  • и т.д.

Таким образом конкурентное преимущество – это определенный фактор в организации (бизнес-системе), который позволяет ей лучше своих конкурентов удовлетворять запросы потребителей.

Учитывая вышесказанное поиск ответа на вопрос что главное в бизнесе с точки зрения обеспечения конкурентных преимуществ нужно начинать с выявления потребительских свойств продукции предприятия, за счет которых потребители отдают (или будут отдавать) предпочтение именно этой продукции перед аналогичной продукцией других компаний.

После выявления этих свойств нужно понять, с помощью чего предприятие смогло (сможет) обеспечить это свойство. Это и будет являться главным в бизнесе с точки зрения конкурентных преимуществ.

Рассмотрим примеры с перечисленными нами потребительскими свойствами и приведем некоторые факторы, обеспечивающие эти свойства.

Цена+

В большинстве случаев низкая цена товара при характеристиках сопоставимых с аналогами является преимуществом. Низкая цена может быть следствием следующих факторов: использование машинного труда, вместо ручного; массовое производство вместо мелкосерийного; высокий уровень автоматизации производства; использование специализированных компьютерных программ для обработки заказов/учета товаров/планирования и т.д.

Сроки+

Потребители высоко ценят компании которые обещают меньшие сроки и соблюдают их. На сроки оказывают влияние следующие факторы: профессионализм персонала, отлаженная логистика, уровень автоматизации создания и обработки заказа, проработанность технологии взаимодействия между подразделениями и т.д.

Характеристики+

Любой товар приобретается для решения какой-либо проблемы покупателя. Чем лучше товар решает эту проблему, тем он больше ценится потребителем. Эффективность решения проблемы товаром зависит от его характеристик. Соответствие характеристик товара запросам потребителей может зависеть от: возможностей производства, изучения рынка, анализа продаж и т.д.

Стоимость владения+

Чем меньше денег на техническое обслуживание и ремонт приобретенного товара тратиться в процессе его использования по прямому назначению, тем лучше. Стоимость владения зависит от: устройства и принципов, заложенных в конструкцию, используемых материалов, заложенного запаса прочности и т.д.

Удобство пользования+

Идеальное техническое устройство – это то, которого нет, но функция выполняется. Еще раз вспомним, что потребитель покупает решение проблемы, а не сам продукт, поэтому чем меньше нужно приложить усилий для решения проблемы с его помощью, тем лучше. Как это может обеспечиваться: продуманный и интуитивно понятный интерфейс, автоматизированность функций, которые ранее необходимо было выполнять вручную, применение компьютерных программ, силовых устройств и т.д.

Надежность+

В широком понимании надежность – это свойство объекта сохранять в установленных пределах значений всех параметров, характеризующих его возможность выполнять требуемые функции в заданных режимах использования. Надежность обеспечивается: применяемыми материалами и их свойствами, конструкцией, технологией производства и т.д.

Конкурентные преимущества не заканчиваются перечисленными и могут быть весьма разнообразными, например, преимуществом магазина, в котором люди покупают какие-либо повседневные товары после работы может быть месторасположение и близость к потенциальному клиенту.

Возвращаясь к взгляду на предприятие через призму систем можно сказать, что главный в бизнесе фактор обеспечения конкурентных преимуществ для каждой организации индивидуален и по сути является либо особым свойством или характеристикой элементов системы (например, профессионализм персонала, автоматизированность средств производства, принципы конструкции, месторасположение площадей (для случая с магазином) и т.д.), либо особым образом налаженных взаимодействий между элементами (технология производства, мотивация и обучение персонала, взаимодействие между отделами и т.д.).

Что из этого следует

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что любая организация должна осознавать, что в вопросе обеспечения общей работоспособности на уровне аналогичных предприятий нет главных и второстепенных факторов и нужно уделять равное внимание всем элементам и взаимосвязям бизнес-системы.

В тоже время для обеспечения преимуществ организации перед конкурентами необходимо выделить один или несколько доминирующих факторов (свойства элементов или взаимодействие между ними) и направить ресурсы на их совершенствование.

Таким образом ответ на вопрос что главное в бизнесе зависит от контекста и правильных вариантов ответа может быть больше одного.

 

Как вы можете воспользоваться ресурсом для поиска необходимой вам информации:

  1. Выбрать необходимые инструменты для решения ваших задач на главной странице ресурса.
  2. С помощью Чек-листа разложить на составляющие действующее предприятие и понять, что представляет из себя бизнес на практике.
  3. Подобрать книги о различных аспектах бизнеса в разделе «Литература».
  4. Ознакомиться с различными вопросами бизнеса в статьях раздела «Бизнес-системы»
Москва