По умолчанию

Как найти хороший бизнес. Алгоритм и чек-лист

Количество предложений на рынке готового бизнеса все возрастает. Для желающих купить готовое предприятие это имеет и положительную и отрицательную стороны.

С одной стороны, чем больше выборка, тем больше вероятность, что в этой массе найдется то, что мы ищем. С увеличением количества компаний, выставленных на продажу, возрастает шанс найти хороший бизнес с удовлетворяющими нас показателями.

Кроме того, при наличии аналогов продавец будет более уступчив при согласовании цены и условий сделки.

Но с другой стороны возрастает трудоемкость и время, затрачиваемые на поиск и анализ подходящего объекта для покупки.

Качественная проверка готового бизнеса, включающая в себя полный анализ всех аспектов деятельности и перспектив его развития занимает продолжительное время, прямо пропорциональное масштабу организации. Хороший этот бизнес или плохой, стоит он той суммы, которую за него просят или нет, зачастую можно сказать только сравнив его с аналогичными компаниями.

Следовательно, проверить нужно не одно предприятие. С учетом того, что хорошего готового бизнеса в продаже не так уж и много, то его поиск требует терпения и самое главное – следования плану поиска и проверки, во избежание импульсивной покупки первой понравившейся компании без глубокого анализа состояния дел в ней.

Алгоритм поиска и проверки может быть следующий.

1. Определите категорию, в которой вы готовы рассматривать возможность приобретения предприятия.

Исходя из ваших целей определите, какой бизнес вам нужен: какая-то определенная категория, например, автомойки, или вы готовы рассматривать разные категории одной сферы, например, в сфере торговли можно рассмотреть магазины обуви, магазины одежды, магазины спорттоваров, продовольственные магазины и т.п.

Если вы готовы рассматривать несколько категорий, то изначально выберете какую-то одну из интересующих и проанализируйте ее.

2. Определите количество предприятий, выставленных на продажу в данной категории.

Определите какую выборку вы можете сделать в выбранной категории. Сделать это можно, проанализировав сайты, специализирующиеся на размещении объявлений о продаже функционирующих компаний – веб-ресурсы в настоящий момент наиболее популярный способ позиционирования продаваемого бизнеса.

3. Проведите предварительный анализ и выделите несколько заинтересовавших вас предприятий.

Составьте перечень наиболее важных для вас параметров, которыми вы будете руководствоваться при выборе, например, величина прибыли, месторасположение, количество персонала, качество продукта или услуги, общая схема работы организации и т.п. и проведите опрос владельца или контактного лица по этим параметрам.

Предварительный анализ ставит целью отфильтровать компании которые явно вам не подходят. Проанализировать бизнес можно по телефону, не встречаясь с владельцем. Желательно проверить максимально возможное количество организаций.

По итогам анализа выберите 5-10 заинтересовавших вас компаний по которым будет проводиться глубокая проверка. Если такое количество найти не удается – выберите для анализа все, которые вас заинтересовали.

4. Проведите глубокий анализ каждого из заинтересовавших вас предприятий.

Проверить готовый бизнес можно самостоятельно или пригласив эксперта, занимающегося вопросами купли-продажи действующих компаний.

Самостоятельный анализ требует знания специфики покупаемого бизнеса или знания принципов функционирования коммерческих организаций в целом.

Даже если у вас есть знания и того и другого – вам необходим перечень вопросов, касающихся всех аспектов деятельности предприятия, который поможет не упустить из вида моменты, игнорирование которых может привести к фатальным последствиям.

Такой перечень вы можете составить используя свои знания и опыт или можете использовать Чек-лист проверки бизнеса, размещенный на данном ресурсе.

«Умный записывает, дурак все хочет запомнить» - анализ даже одного предприятия – это большой объем информации разного рода, которую необходимо сравнить с аналогичной информацией еще по нескольким организациям, не пытайтесь все держать в голове.

В случаях, если владелец не желает раскрывать информацию, незнание которой для вас как для покупателя неприемлемо, есть два инструмента, позволяющие повысить доверие между сторонами – Договор о неразглашении информации и Предварительный договор. Подписание данных документов может значительно упростить получение сведений, важных для принятия решения о покупке.

5. Среди проверенных предприятий выберите устраивающие вас по всем показателям, если такие отсутствуют – продолжайте поиски.

После полной проверки всех запланированных предприятий выберите от 3 до 5 устраивающих вас по всем показателям.

Если вы не нашли в полном объеме устраивающего вас объекта – продолжайте поиски, проанализируйте организации из других подходящих вам категорий. Покупать «полуфабрикат» с надеждой на его реабилитацию стоит только в случаях, когда вы полностью уверены в перспективах развития этого дела.

6. Предложите продавцам выбранных предприятий выгодные для вас цену и условия сделки.

На этом шаге от вас требуется добиться снижения цены или изменения условий сделки в выгодную для вас сторону.

Любой продавец просит больше, чем хочет получить, поэтому нужно добиться, чтобы итоговая цена удовлетворяла не только продавца, но и покупателя. С учетом того, что у вас несколько компаний в запасе (если это так в действительности), вы можете торговаться не боясь отказа владельца.

Устройте заочный редукцион – упомяните продавцу о других рассматриваемых вами предприятиях из этой же категории и о цене, которая ниже чем та, за которую он пытается продать свое дело.

7. По итогам ответов продавцов выберите бизнес для покупки.

После торгов со всеми продавцами выберите наилучшее, с вашей точки зрения, предприятие.

 

Следование данному алгоритму, а также чек-листу со списком аспектов, необходимых к проверке позволит вам избежать как чрезмерного энтузиазма, так и излишней паники при поиске хорошего бизнеса.

Поиск и проверка готового бизнеса перед покупкой, производимая по четкому плану в разы повысит эффективность ваших действий, убережет от ошибки и покупки нерентабельной организации, причиной которых чаще всего являются отсутствие самоконтроля, эмоции, спешка и алчность.

Прагматизм и планирование – очень важные вещи в бизнесе, примените их уже на этапе покупки.

 

Как вы можете воспользоваться ресурсом для поиска необходимой вам информации:

  1. Выбрать необходимые инструменты для решения ваших задач на главной странице ресурса.
  2. С помощью Чек-листа проверки бизнеса найти прибыльное дело для покупки.
  3. Подобрать книги по интересующим вопросам в разделе «Литература».
  4. Ознакомиться с различными статьями раздела «Бизнес-системы»
  5. Понять суть бизнеса прочитав статью о бизнес-системах
Москва, Николаевский пер., д. 77Москва
+7 (495) 777-77-77 sistemydenpotoka@yandex.ru