Как повысить эффективность бизнеса. Стратегии управления бизнесом

Бизнес представляет собой сложную систему и, сколь эффективной и прибыльной она ни была, она не идеальна и всегда есть возможности для улучшений. В реальности даже устойчивый и отлаженный бизнес сталкивается с проблемами различного характера и масштаба, не говоря уже о потоке нестандартных задач, которые нужно решать на этапе создания и развития предприятия.

Не придерживаясь определенной стратегии управления бизнесом, практически невозможно построить успешную организацию.

Бизнес, не имеющий четкой цели и стратегии ее достижения можно сравнить со шхуной, плывущей по течению, на которой периодически возникают пожары и которые приходится тушить всей командой.

В то же время, есть другая противоположность – фрегат, идущий на полной мощности, обеспечиваемой слаженной работой всей команды, к пункту своего назначения. Это бизнес, имеющий четкую миссию и план ее воплощения.

В основе большинства стратегий управления бизнесом лежит один простой принцип, следование которому как показывает практика может в разы повысить эффективность бизнеса в процессе достижения цели.

Ниже приведены наиболее известные методы повышения эффективности бизнеса, проверенные успешными компаниями во всем мире.

1. Бережливое производство.

Концепция бережливого производства управления предприятием основана на убеждении, что для повышения эффективности надо акцентировать внимание не на предприятии, оборудовании и прочих элементах системы, а на продукте и его нуждах. Необходимо производить только тот продукт, который нужен в данный момент потребителю, с минимальными издержками и максимальной скоростью.

Плюсы данной концепции состоят в том, что при правильной организации работы предприятия можно сократить материальные запасы до минимума и высвободить значительную часть замороженных финансовых средств, а также ускорить возврат инвестиций. При этом должна быть достигнута гибкость в управлении и производстве, для быстрого реагирования на изменяющиеся запросы покупателей.

Недостаток состоит в том, что данная парадигма больше подходит для производственных предприятий и меньше – для сферы услуг, кроме того для реализации концепции бережливого производства на предприятии необходима тесная работа с поставщиками, которые в свою очередь также должны перестроить свои предприятия для ускорения реагирования на ваши запросы.

2. Принцип 80/20

Суть принципа Парето состоит в том, что минимальная часть причин дает максимальное количество следствий:

  • 20% усилий дают 80% результатов
  • 20% клиентов приносят 80% прибыли
  • 20% товаров приносят 80% прибыли
  • 20% компаний контролируют 80% рынка.

Главное преимущество данного принципа - его универсальность и возможность применения практически на любом предприятии, ко многим аспектам деятельности.

Применить его не составляет труда, к примеру, в отношении клиентов: выявите 20% ваших клиентов, которые больше и чаще всего покупают вашу продукцию и сконцентрируйтесь на этих клиентах. Это будет способствовать повышению уровня продаж, а также высвобождению временных и финансовых ресурсов, за счет того, что вы не будете их попусту тратить на малопокупающих клиентов.

Недостаток – принцип не дает более-менее конкретных рекомендаций для решения возникающих повседневных проблем в работе предприятия.

3. Теория жизненных циклов организации И. Адизеса

Суть данной теории состоит в том, что организация рассматривается как живой организм, который проходит через схожие стадии жизненного цикла и демонстрируют прогнозируемые и повторяющиеся модели поведения. На каждой стадии развития организация сталкивается с уникальным набором вызовов и сложностей. Успех организации определяется способностью менеджеров управлять переходом от одной стадии к другой.

Преимуществом теории жизненного цикла является возможность прогнозирования развития событий и возникновения критических ситуаций, кроме того данный подход позволяет детально описать то, что происходит внутри предприятия, выявить отклонения и сосредоточится на решении реальных проблем.

Главный недостаток данной теории в том, что она хорошо применима к большим предприятиям, в плане организационной структуры и мало применима к предприятиям малого бизнеса.

4. Реинжиниринг

Реинжиниринг – кардинальная перестройка принципов функционирования предприятия.

Применяется в случаях, когда предприятие столкнулось с глубокими проблемами в управлении или производстве, вследствие развития не в том направлении, и решить которые традиционными методами не удается, или когда предприятие сильно отстало в своем развитии и для выживания необходимо быстро догнать передовые предприятия в данной отрасли.

Проще говоря, реинжиниринг чаще всего применяется, когда предприятие находится в кризисе и простые «косметические» улучшения становятся неэффективны. Революционный путь развития вместо эволюционного.

Плюсы данного подхода в том, что организация, решившаяся на реинжиниринг бизнес процессов, тем самым признала наличие проблемы (что как известно является началом ее решения) и бросила все ресурсы на ее устранение, что способствует быстрому преобразованию организации в заданном направлении.

Минусы в том, что революция как показывает практика, не всегда приводит к тем результатам, которые ожидают, и если при постепенном преобразовании риски, связанные с возможным ухудшением показателей предприятия минимальны, то при перестройке всех процессов и фактически запуске производства с нуля – они очень велики.

5. Теория ограничений

Теория ограничений (ТОС) – подход к повышению эффективности организации, согласно которому в каждый конкретный момент времени имеется одно или несколько текущих ограничений системы, мешающих ее развитию. Для повышения эффективности необходимо правильно выявить это ограничение, сконцентрировать всю работу системы на устранение этого ограничения, после его устранения начать поиск следующего ограничения.

Плюсы теории ограничений состоят в том, что она проста, требует минимальных затрат на процесс улучшений, применима для любой системы, хорошо подходит для предприятий малого бизнеса.

Из минусов можно назвать необходимость точного определения текущего ограничения системы, если ограничение выявлено не верно, процесс устранения не даст максимального эффекта. 

 

Какой метод повышения эффективности бизнеса использовать зависит от типа предприятия, его текущего состояния, внешней среды, проблем с которыми он столкнулся. Тем не менее любая организация должна развиваться, отсутствие развития вызывает деградацию и упадок.

Предприятия малого бизнеса сильно подвержены внешнему воздействию. Сегодня компания показывает сверхприбыли, завтра появляется новый конкурент и предприятие начинает работать на грани рентабельности.

Кроме того, элементы системы, их цели и взаимосвязи постоянно находятся в движении, которое не всегда способствует повышению эффективности.

Мы со своей стороны считаем целесообразным для развития малого бизнеса использовать наиболее простую и понятную (и как показывает практика - весьма эффективную) стратегию управления бизнесом - метод теории ограничений. Его применение рассмотрено в следующей статье.

 

Как вы можете воспользоваться ресурсом для поиска необходимой вам информации:

  1. Выбрать необходимые инструменты для решения ваших задач на главной странице ресурса.
  2. Ознакомиться с методом теории ограничений.
  3. Подобрать книги по теме повышения эффективности бизнеса и стратегий управления в разделе «Литература».
  4. Ознакомиться с различными аспектами бизнеса в статьях раздела «Бизнес-системы»
  5. Понять суть бизнеса прочитав статью о бизнес-системах
Москва