Ключевые точки воздействия на бизнес-системы для их преобразования

Взгляд на бизнес как на систему позволяет понять, почему некоторые мероприятия в задумке направленные на повышение его эффективности на практике дают нулевой результат и на какие ключевые точки в бизнесе нужно воздействовать для преобразования бизнеса в желаемом направлении.

Повторим, что о системе можно говорить в случае, если соблюдаются три условия: (1) совокупность элементов (2) взаимосвязанных между собой и (3) направленных на достижение общей цели.

Для построения модели предприятия малого бизнеса можно выделить следующие составляющие: владелец, персонал, государство, поставщики, средства производства, площади, арендодатели, продукт, клиенты. Цель системы – генерировать прибыль. Взаимосвязи представляют собой формальные и неформальные правила, договоренности и принципы взаимодействия между составляющими системы.

Под преобразованием бизнеса понимаются мероприятия, проводимые с целью изменения его структуры или показателей (например, величины прибыли) в заданном направлении.

Способы преобразования бизнес-систем

Опираясь на обязательные условия, присущие системе, можно выделить три способа ее изменения: замена составляющих системы, изменение принципов взаимодействия между элементами, изменение цели системы.

Рассмотрим подробнее эффективность каждого способа.

  1. Замена составляющих системы

Замена элементов входящих в систему может дать результат лишь в некоторых случаях, когда можно заменить элемент системы свойства и характеристики, которого постоянны и не зависят от иных свойств системы.

Например, в отношении торгового бизнеса замена текущей площади на площадь с более удобной локацией, т.е. месторасположением может дать ощутимый положительный эффект.

В то же время, замена одного сотрудника на другого без изменения стимулов его работы не будет эффективным способом решения проблем, связанным с персоналом, т.к. сотрудник будет подстраиваться под установленные правила с учетом собственных интересов.

Замена постоянно выходящего из строя оборудования на новое может дать эффект лишь в первое время, но если на предприятии отсутствуют или не соблюдаются правила проведения планового технического обслуживания средств производства, то эффект от замены будет недолгим.

  1. Изменение взаимодействия между компонентами системы

Изменение принципов взаимодействия между элементами системы является эффективным инструментом для преобразования системы.

В примере с персоналом, изменение формулы оплаты труда способно значительно повысить эффективность деятельности сотрудника. Оклад ни к чему, кроме нахождения на рабочем месте в течении установленного времени не стимулирует, а сдельная формула оплаты труда мотивирует на достижение определенного полезного результата.

Подписание договоров поставки с подробными спецификациями будет стимулировать поставщика к выполнению своих обязательств, замена же одного поставщика на другого при отсутствии строгих договоренностей не даст нужного эффекта.

Изменение взаимоотношений с клиентами от простых разовых продаж к долгосрочному взаимодействию через различные программы лояльности также является эффективным способом преобразования бизнеса.

  1. Изменение цели

Генерация достаточного уровня прибыли не является единственной целью в системе. Можно выделить множество различных подцелей, которые преследуют различные подсистемы входящие в систему.

Например, большинство работников преследует цель меньше работать и больше получать.

Цель поставщика сэкономить на производстве и поставить продукт удовлетворяющий минимальным предъявляемым требованиям по максимальной цене.

Цель арендодателя сдать свой объект по максимально возможной стоимости.

Изменение цели системы в целом, или ее подсистем также является эффективным способом преобразования бизнеса.

Конечно, не все подсистемы можно направить на достижение общей цели напрямую, но взаимосвязи можно отрегулировать так, чтобы элементы, входящие в бизнес преследовали цели не противоречащие общей цели организации или не мешали ее достижению.

Так на что воздействовать в бизнес-системе для получения результата

Как видно из анализа выше, максимального эффекта для преобразования бизнеса можно достичь изменяя правила взаимодействия между элементами, а также общую цель и цели подсистем.

Таблица ниже поможет вам найти способы для преобразования вашего бизнеса.

Ключевые точки воздействия на бизнес-системы для их преобразования

Как вы можете воспользоваться ресурсом для поиска необходимой вам информации:

  1. Выбрать необходимые инструменты для решения ваших задач на главной странице ресурса.
  2. С помощью Чек-листа разложить на составляющие действующее предприятие и понять, что представляет из себя бизнес на практике.
  3. Подобрать книги о различных аспектах бизнеса в разделе «Литература».
  4. Ознакомиться с различными вопросами бизнеса в статьях раздела «Бизнес-системы»
Москва