Методы оценки бизнеса. Как определить стоимость бизнеса для продажи

Величина стоимости бизнеса – понятие субъективное и относительное. На практике отсутствуют методы оценки бизнеса, с результатами которых однозначно согласились бы покупатель и продавец. Однако компании продаются и покупаются, следовательно, обе стороны приходят к общему знаменателю, достигается это благодаря ведению переговоров по цене, находящейся в некотором диапазоне.

Диапазон этот может быть весьма большим, особенно когда продавец и покупатель используют разные подходы и методы к оценке бизнеса. Рассмотрим основные из них.

В соответствии с нашим взглядом на бизнес для лучшего понимания методик оценки разделим все бизнес-системы на высоколиквидные и низколиквидные.

К высоколиквидным отнесем системы, которые не имеют дефектов в структуре (имеются все элементы и взаимосвязи) и имеют хорошие показатели прибыли (не путать с доходом).

К низколиквидным отнесем системы, которые имеют дефекты в структуре (нет каких-либо элементов или взаимосвязей) и которые являются убыточными или работают «на нуле».

Методы оценки низколиквидных систем

Очевидно, что низколиквидный бизнес нет смысла рассматривать с точки зрения сроков окупаемости.

Для таких организаций чаще всего применяют затратный метод или метод основанный на стоимости активов.

Смысл затратного метода состоит в том, что подсчитываются все затраты на организацию аналогичного бизнеса с нуля.

Метод основанный на стоимости активов заключается в том, что оцениваются все материальные и нематериальные активы организации.

Данные методы применяют при оценке убыточных предприятий а также компаний, которые ликвидируют.

Методы оценки высоколиквидных систем

Высоколиквидный бизнес оценивают с помощью сравнительного метода (или метод основанный на мультипликаторах прибыли) и доходного метода.

При использовании сравнительного метода деловые и финансовые показатели организации сравниваются с характеристиками аналогичных компаний и недавно заключенными сделками купли-продажи подобных предприятий.

Метод, основанный на проведении рыночных сравнений, основан на методологии, схожей с той, которая используется на рынке недвижимости. Анализируя сделки с участием аналогичных объектов, можно получить хорошее представление о том, в каком диапазоне должна лежать цена предприятия.

Доходный метод заключается в расчете стоимости исходя из двух характеристик: прибыли и срока окупаемости. Покупатель устанавливает приемлемый для себя срок окупаемости и умножает его на средние показатели прибыли, которые были выявлены в ходе проверки, полученное число является приемлемой для покупателя стоимостью организации.

Прочие методы оценки стоимости

Некоторые собственники, решая вопрос «как оценить стоимость бизнеса», игнорируют объективные методы оценки стоимости и рассчитывают желаемое для себя значение исходя из следующих теорий стоимости:

  • Трудовая теория стоимости;
  • Доходная теория стоимости;
  • Примитивная теория стоимости.

Суть трудовой теории стоимости состоит в том, что, цена товара должна определятся затратами труда на ее производство. Многие владельцы полагают что стоимость предприятия напрямую зависит от усилий которые они приложили для его создания. Конечно же это заблуждение, никто не может гарантировать что все средства и усилия были вложены со 100%-ной эффективностью. Цена зависит от эффективности самого бизнеса и никак не от затрат при его создании.

Смысл доходной теории стоимости прост – чем выше доходы компании, тем выше ее цена. Однако на практике компании могут иметь многомиллионные доходы и показывать убытки. Для таких объектов больше подойдет метод основанный на стоимости активов.

Примитивная теория стоимости может быть выражена словами «заплатите мне мою цену». Смысл ее понятен – владелец просто хочет получить определенную сумму за свою компанию не принимая во внимание объективные методы определения стоимости. В этом случае продавец определяет сумму, а потом подбирает аргументы для ее обоснования.

Сведем все подходы к оценке бизнеса в единую таблицу (при необходимости можете распечатать ее, вписав вашу расчетную стоимость).

Методы оценки высоколиквидных систем
1. Сравнительный метод

Деловые и финансовые показатели сравниваются с характеристиками аналогичных компаний и недавно заключенными сделками купли-продажи подобных предприятий и рассчитывается оценочная стоимость из полученного диапазона цен.

 

Ваша стоимость после расчета: __________

2. Доходный метод

Стоимость рассчитывается из двух характеристик: прибыли и срока окупаемости. Устанавливается желаемый срок окупаемости и умножается на средние показатели прибыли, выявленные в ходе проверки.

 

Ваша стоимость после расчета: __________

Методы оценки низколиквидных систем
1. Затратный метод

Подсчитываются все затраты на организацию аналогичного бизнеса с нуля.

 

Ваша стоимость после расчета: __________

2. Метод основанный на стоимости активов

Рассчитывается стоимость всех материальных и нематериальных активов организации.

 

Ваша стоимость после расчета: __________

Субъективные методы оценки
1. Трудовая теория стоимости Цена предприятия зависит от усилий которые были приложены для его создания.
2. Доходная теория стоимости Цена бизнеса зависит от величины доходов предприятия.
3. Примитивная теория стоимости Цена бизнеса зависит от субъективного видения продавцом справедливой стоимости предприятия.

Вопрос определения стоимости бизнеса для продажи – один из самых важных в процессе купли-продажи предприятия.

В то же время, основная цель – это заключение сделки. Для получения результата продавец или покупатель может использовать следующий алгоритм определения цены и достижения цели:

  1. Определить к какому типу систем относится бизнес (высоколиквидный или низколиквидный);
  2. Рассчитать по обоим методикам оценочную стоимость;
  3. Определить какая из методик взгляд в большей мере отражает справедливую стоимость бизнеса;
  4. Взять за основу стоимость по выбранной методике;
  5. Подготовить аргументы в пользу назначенной цены и способа оценки;
  6. Продумать на сколько можно снизить/поднять цену и на каких условиях;
  7. Предложить цену покупателю/ продавцу.

Если цены, запрашиваемая продавцом и предлагаемая покупателем сильно разнятся, стоит выяснить какие методики использовались при расчете, не использовались ли субъективные методы оценки, чем вызвана большая разница.

Стоит помнить, что кроме цены есть показатель, с помощью которого можно найти устраивающее обе стороны решение. Это условия, в которые входит такое понятие как структура сделки.

Вся сумма сделки наличными сразу; рассрочка; выплата по достижении определенных показателей бизнеса – это лишь некоторые варианты структуры сделки, которые могут быть использованы в процессе купли-продажи.

На ресурсе Системы Денежного Потока при размещении объявления вы можете выбрать несколько вариантов структуры сделки, что позволит повысить гибкость в процессе согласования условий сделки с потенциальным покупателем и ускорить процесс продажи бизнеса.

Все сделки совершаются исходя из принципа: «я тебе говорю цену, ты мне говоришь условия». Называйте свою цену, и оставьте возможность второй стороне определить условия.

 

Как вы можете воспользоваться ресурсом для поиска необходимой вам информации:

  1. Бесплатно разместить объявление о продаже, покупке или аренде бизнеса, выбрав различные варианты структуры сделки
  2. Выбрать необходимые инструменты для решения ваших задач на главной странице ресурса.
  3. С помощью Чек-листа проверки бизнеса найти прибыльный бизнес для покупки.
  4. Подобрать книги о различных аспектах бизнеса в разделе «Литература».
  5. Ознакомиться с различными вопросами бизнеса в статьях раздела «Бизнес-системы»
  6. Понять суть бизнеса прочитав статью о бизнес-системах
Москва