Почему продают бизнес? Это самый распространенный вопрос среди людей, столкнувшихся с предложением или идеей приобрести готовое предприятие.
Многим кажется, что бизнес, приносящий прибыль – это то, о чем мечтает почти каждый и если посчастливилось создать или овладеть такой системой, то расстаться с ней будем верхом безрассудства, а если уж она и продается, то наверняка есть какой-то подвох или с ней что-то не так.
Но есть множество объективных причин, заставляющих предпринимателей расстаться со своим делом.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся причины почему люди продают готовый бизнес и по итогам их анализа попытаемся выяснить можно ли, вопреки распространенному мнению об убыточности всех продаваемых готовых предприятий, купить прибыльное дело.
1. Предприниматель занялся другим бизнесом
Для многих людей предприятия малого бизнеса служат в качестве «дойной коровы», т.е. источником финансирования для других более амбициозных проектов.
Управлять автотехцентром с большим количеством персонала и месячной прибылью в несколько миллионов рублей куда интереснее, чем точкой «кофе с собой» с двумя бариста и прибылью в 50 тыс.
Сразу приобрести крупную компанию достаточно трудно, и малые предприятия служат «трамплином» на пути к цели. После покупки крупной организации распылять свое время и силы на малые предприятия просто нецелесообразно, поэтому часто предприниматели концентрируются на основном деле и продают все остальные.
2. Усталость, неудовлетворенность владельца
Эта причина часто встречается среди предпринимателей, которые сами непосредственно выполняют значительную часть работы в бизнесе.
Это также могут быть самозанятые предприниматели, которые являются единственными работниками в своей организации. Например, владельцы мелких магазинов, парикмахерских и т.п.
Нежелание нанимать персонал может быть вызвано разными причинами: недоверие работникам, низкая рентабельность предприятия, сложность контроля, дефицит квалифицированного персонала.
Работа без выходных и отпусков в итоге приводит к накоплению усталости и зачастую владелец путем продажи решает данную проблему.
При покупке такого предприятия вы должны знать, что бизнес будет требовать от вас значительного личного участия.
3. Переезд владельца
Малая компания требует к себе больше внимания со стороны владельца, чем крупное предприятие, поэтому решив переехать есть два пути: либо продажа, либо переезд бизнеса вместе с владельцем. Есть третий вариант – нанять управляющего, но применим он не ко всем организациям.
4. Разногласия совладельцев
Многие предприниматели начинают свое дело не поодиночке. Как правило на данном этапе между компаньонами нет никаких юридически обязывающих договоренностей, только дружеские.
Но вот дела пошли в гору, прибыль растет. И на этом этапе могут возникнуть разногласия: один из владельцев хочет развивать компанию и вкладывать в нее больше средств, другой удовлетворен достигнутыми результатами и хочет потчевать на лаврах.
Иногда не удается договориться, и принимается решение разойтись, продав бизнес.
5. Бизнес создавался с целью продажи
Некоторые виды предприятий не требуют больших финансовых вложений и для организации такого дела приоритетом являются знания и навыки в конкретной области. Есть люди, которые зарабатывают тем, что создают малые компании с целью их дальнейшей продажи.
Например, организация точки «кофе с собой» требует весьма малых затрат на средства производства – кофе-машина в аренде, остальное – дешевое б/у оборудование, при этом важно знание поставщиков кофе и мест с большой проходимостью и низкой арендной ставкой. Ввиду автоматизации процесса приготовления напитка от персонала не требуются специфические навыки, поэтому поиск рабочих также не составит труда. Следовательно, организовать такое предприятие не сложно и через некоторое время его можно продать, заработав на этом.
Срок существования такого бизнеса до продажи обычно составляет до 1 года.
Нужно быть осторожным при покупке таких предприятий, т.к. многие показатели могут заблаговременно до продажи завышаться для подгонки к хорошим результатам.
6. Бизнес нерентабелен
В настоящее время есть весьма доступные предприятия, создание которых не требует больших вложений. И часто такие организации создаются на одном лишь энтузиазме без анализа рыночной ситуации. Яркий пример таких предприятий – салоны красоты, магазины разливного пива. Рынок перенасыщен предложениями модных причесок и живого пива. И зачастую такие предприятия имеют очень низкую рентабельность или вовсе являются убыточными.
Ваш комментарий
Если вам есть что сказать, пожалуйста, поделитесь своим мнением.