Покупка бизнеса в настоящий момент является хорошей альтернативой открытию предприятия с нуля, но, как и в любой сфере, если существуют одновременно две сущности (готовый бизнес и построение бизнеса с нуля) -- это значит минусы одной перекрываются плюсами другой и наоборот.
Минусы готового бизнеса – это прежде всего возникающие риски, связанные с покупкой сложного продукта, каким является готовое предприятие. При этом любой риск поддается анализу и может быть сведен к минимуму или вовсе устранен. Для этого нужно понять сущность всех возникающих рисков и разложить такое сложное понятие как «бизнес» на простые составляющие.
Бизнес – сложная система, при покупке любой сложной системы возникает множество самых разнообразных рисков, но суть их всех можно свести к трем основным:
- Риск обманутых ожиданий и переплаты – когда мы видим, предполагаем или ожидаем от системы одни характеристики и показатели и платим за это, а после покупки, познакомившись поближе с системой, показатели оказываются гораздо хуже, и соответственно, реальная стоимость системы меньше той суммы, за которую мы ее приобрели.
Это как купить золотые монеты и отдать за них соответствующую сумму, а потом выяснить, что они сделаны из бронзы.
Или купив и поставив на автомобиль бывший в употреблении двигатель, вдруг выяснить, что он сильно изношен и не развивает положенной мощности. - Риск выхода из строя ответственных составных частей, стоимость восстановления которых высока.
Сложные системы, как правило состоят из большого количества элементов, восстановление которых отличается большой трудоемкостью и высокой стоимостью, при этом проверить «остаточный ресурс» каждого элемента при покупке не всегда возможно и почти всегда присутствует вероятность его поломки.
Пример из бизнеса – уход ключевых сотрудников после смены владельца. Такая «поломка» может сильно отразиться на общей работоспособности предприятия и на восстановление может понадобится много времени. - Риск невозможности использования системы или ее элемента, вследствие каких-либо причин.
Представьте, что вы вчера купили казино как готовый бизнес, а сегодня узнали, что принят закон, согласно которому деятельность таких заведений считается незаконной. Такой риск возникает, как правило, вследствие недостаточной информированности покупателя.
В соответствии с нашим системным взглядом на бизнес разложим предприятие на элементы и посмотрим какие риски присутствуют при покупке готового бизнеса, какими способами их можно минимизировать или вовсе устранить, а также на что обратить внимание при покупке готового бизнеса.
Владелец
Владелец (или продавец) заинтересован в том, чтобы продать свой бизнес как можно быстрее и как можно дороже. Для этого он будет представлять предприятие в наиболее благоприятном виде, умалчивать о недостатках и проблемах, много говорить о достоинствах и перспективах.
При этом риски, связанные с продавцом сводятся к следующему:
- подлог финансовых и прочих показателей бизнеса;
- предприятие имеет долговые обязательства перед третьими лицами;
- предприятие имеет плохую репутацию.
Данные риски можно нивелировать качественной проверкой бизнеса с привлечением экспертов, а также правильным составлением договора купли-продажи и включением в него некоторых пунктов в раздел «обязанности продавца».
Информацию о репутации компании можно получить пообщавшись с лицами, которые так или иначе связаны с предприятием – клиенты, поставщики, конкуренты.
Государство
Риск связанный с государством – это прежде всего вероятность ужесточения или ослабления регулирования в отрасли приобретаемого бизнеса.
Пример – сначала запрет продажи алкоголя начиная с 21:00, а затем ослабление – разрешение продажи до 23:00 в некоторых регионах.
В период запрета бары и магазины разливного пива чувствовали себя отлично - вечер время отдыха после тяжелого трудового дня, в супермаркете пиво не продадут, зато в магазине разливного пива или баре – сколько угодно.
После введения разрешения продажи до 23:00 клиентов у пивбаров заметно поубавилось, сверхприбыли сошли на нет – люди снова стали покупать знакомое пиво в крупных магазинах.
В рассматриваемом примере ужесточение регулирования для одного бизнеса плюс, а для другого минус одновременно. При ослаблении регулирования обратная картина.
Многие магазины разливного пива после принятия поправок в законодательство стали работать на грани рентабельности.
Снизить данный вид риска можно одним способом – мониторить планируемые поправки в законодательство самостоятельно или воспользоваться услугами юриста.
Арендодатель
Риск связанный с арендодателем – это прежде всего риск расторжения договора или повышения арендной платы. Эти риски устраняются переговорами заблаговременно до приобретения бизнеса и заключением договора на длительный период в котором есть пункт о применении штрафных санкций в случае одностороннего расторжения договора.
Рекомендуем обратиться к юристу для составления договора учитывающего текущую ситуацию и ваши пожелания, а за основу можете взять договоры, размещенные на нашем ресурсе.
Персонал
Основной риск связанный с персоналом – это уход ключевых сотрудников после смены владельца.
Для того чтобы снизить данный риск необходимо перед покупкой побеседовать с сотрудниками, выяснить как долго они работают в организации, уровень их профессионализма, отношение к смене владельца, семейное положение, планы на будущее.
Риски возрастают, если:
- деятельность бизнеса сильно зависит от нескольких ключевых сотрудников;
- персонал обладает специфическими знаниями и навыками, и на рынке труда наблюдается дефицит таких специалистов.
Для примера, большой риск, связанный с персоналом имеет место при покупке салона красоты – персонал в этом случае – это почти 100% успеха предприятия, кроме того в данном случае риск усугубляется еще тем, что с уходом сотрудника теряется часть клиентов.
Противоположность – такси или предприятие грузоперевозок. Упрощая можно сказать, что все, что требуется от персонала в данном случае – это права определенной категории. Найти подходящего водителя куда проще, чем парикмахера.
Стоит отнестись очень серьезно к этому типу риска при покупке бизнеса . На практике нередки случаи, когда ключевые сотрудники увольняются после смены владельца.
Все новое – это стресс, новый владелец в том числе. Пообщайтесь с сотрудниками, скажите, что никаких кардинальных перемен не ожидается.
Кроме того, не забывайте про взаимосвязи с этим элементом системы – со всеми сотрудниками должны быть заключены трудовые договоры. В этом случае желания просто взять и уйти у сотрудников поубавится, а у вас в случае форс-мажора будет время на поиск замены.
Клиенты
Всех клиентов можно разделить на два типа: те, с которыми заключены договоры на поставку продукции или оказание услуг, и те, с которыми предприятие работаете без договоров.
При покупке необходимо выяснить соотношение тех и других клиентов. Поговорить с клиентами первого типа, выяснить что побуждает их сотрудничать с предприятием, останутся ли они при смене владельца. По второму типу необходимо выяснить как часто они пользуются продукцией или услугами предприятия, что их удерживает.
С клиентами связан риск их потери вследствие ухода владельца или ключевых сотрудников. Оптимальный вариант – когда клиенты не почувствуют смены владельца и продолжат сотрудничество.
Продукт
Риск связанный с продуктом - это прежде всего риск снижения его качества, вследствие не передачи технологии его изготовления.
Перед покупкой необходимо задать вопрос: возможно ли после покупки своими силами и компетенцией создать продукт такого же качества или же производство высокотехнологично, состоит из различных алгоритмов, а возможно продукт запатентован и производится по лицензии.
Необходимо узнать есть ли патенты, авторские права, лицензии, франшизы по которым производится продукт и которые требуют периодических платежей.
Для вхождения в суть технологичных производств требуется определенный период времени, этот вопрос решается включением в договор купли-продажи пункта о необходимости консультации нового владельца прежним собственником в течении определенного срока.
С продуктом также может быть связан риск плохой репутации вследствие разного рода причин. Пообщайтесь с потенциальными покупателями и людьми близкими к данной сфере, от них можно получить дополнительную информацию о покупаемом предприятии, которая не будет лишней для принятия решения о покупке.
Поставщик
Риски, связанные с поставщиком при покупке бизнеса – это возможность его ухода или повышения цен.
До покупки необходимо переговорить с поставщиками бизнеса, выяснить по каким правилам они работают со своими клиентами, есть ли для компании какие-либо льготы или скидки, готовы ли они дальше продолжать сотрудничество на тех же условия. Для снижения рисков в дальнейшем необходимо оформить договоры поставок.
Ваш комментарий
Если вам есть что сказать, пожалуйста, поделитесь своим мнением.