Чек-лист Как проверить и повысить устойчивость бизнеса

Устойчивость системы – это ее способность противостоять внешним воздействия и внутренним сбоям, сохраняя при этом работоспособность и обеспечивая нормальные показатели деятельности.

Применительно к бизнесу как системе, его устойчивость характеризуется способностью сохранять стабильные финансовые показатели и противодействовать негативным факторам внешнего и внутреннего воздействия.

Малый бизнес в силу своей специфики является менее устойчивым, чем крупные предприятия. Именно поэтому для того чтобы выжить ему приходится иметь одно качество, компенсирующее отсутствие устойчивости – гибкость.

Возможность оперативно сменить месторасположение, начать реализацию/производство иной продукции, сократить/набрать штат, начать реализацию сопутствующих услуг/продукции, сменить поставщиков, привлечь новых клиентов – все это проявления гибкости предприятий малого бизнеса.

Гибкость характеризует способность предприятия подстраиваться под внешние и внутренние изменения, в то время как устойчивость определяет степень противодействия этим изменениям.

Оба этих показателя важны в равной степени для бизнеса любого масштаба. В то же время большинство владельцев малых предприятий недостаточно уделяют внимания оценке и повышению устойчивости своего бизнеса, при том что сделать это не так уж сложно и трудоемко.

Как оценить и повысить устойчивость

Для оценки степени устойчивости бизнеса нами был разработан чек-лист, содержащий перечень мероприятий, выполнение которых позволяет устранить или сократить риски наступления негативных событий различного рода, являющиеся причиной нарушения нормальной работы предприятия.

Соответственно, чем больше мероприятий из чек-листа реализованы на предприятии, тем выше устойчивость бизнеса.

Чек-лист проверки устойчивости бизнеса будет полезен владельцам малого бизнеса, для проверки собственного предприятия, а также людям, желающим приобрести готовый бизнес для проверки устойчивости рассматриваемых вариантов.

Как пользоваться Чек-листом проверки устойчивости бизнеса

  1. Загрузите Чек-лист (формат Word 2013).
  2. Проанализируйте каждую составляющую бизнеса (персонал, поставщики, средства производства и т.д.) по предмету из столбца «Предмет анализа».

В столбце «Риск» указаны возникающие риски по каждому предмету. Если приведенный риск исходя из специфики предприятия его не затрагивает, либо слишком мал – вычеркните этот предмет.

  1. По итогам анализа по каждому предмету, актуальному для вашего бизнеса сформируйте перечень необходимых задач для сокращения рисков и повышения устойчивости и впишите их в столбец «Комментарий».

При выработке задач по устранению рисков проанализируйте возможные последствия их выполнения, возникающие издержки и риски иного рода, исходя из этого рассматривайте их целесообразность.

  1. Выделите наиболее опасные на ваш взгляд риски и начните реализацию мероприятий по их устранению.

По результатам работы по чек-листу повышения устойчивости бизнеса дайте общую оценку устойчивости предприятия.


Загрузить чек-лист
Москва