«Азбука системного мышления» Донелла Медоуз

← Назад к списку литературы

Основная мысль книги

Азбука системного мышления

Название книги книги «Азбука системного мышления» точно отражает суть содержимого – в книге представлен взгляд на мир через призму систем и подробно описаны все ключевые понятия и принципы функционирования систем, применимые ко многим сферам знаний: бизнес, экономика, политика, экология и т.д.

Мир устроен намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Все явления, которые мы можем наблюдать – это часть цепи причин и следствий, происходящих в системах. Не зная устройства системы – ее истинной цели, взаимосвязей между ее элементами и конечного числа элементов, входящих в систему, невозможно эффективно управлять этой системой или взаимодействовать с ней, для получения ожидаемых результатов.

Только познав и изучив систему, можно понять суть происходящего, повлиять на систему для получения нужного результата, научиться видеть долгосрочные последствия результатов работы системы и воздействий на нее.

При всем многообразии окружающего мира – существуют всего несколько системных архетипов, которыми можно описать практически все, что мы наблюдаем. Кроме того, всем системам свойственны одинаковые «системные ловушки» или проблемы, описание и способы решения которых, также приведены в книге.

Книга «Азбука системного мышления» Донеллы Медоуз расширяет границы воображения, помогает увидеть картину происходящих явлений в целом и браться за решение сложных проблемы.

Некоторые тезисы из книги

Система – нечто большее, чем просто сумма составляющих ее частей. Она может демонстрировать разные виды поведения: быть динамичной, стремиться к какой-то цели, приспосабливаться к внешним условиям, стремиться к самосохранению, претерпевать эволюционные изменения.

Многие взаимосвязи в системах реализуются через потоки информации. Информация связывает систему в единое целое и во многом определяет ее поведение.

Вопрос «Что важнее в системе – элементы, взаимосвязи или цели?» некорректен. В ней все важно. Все влияет на все. У каждой составляющей своя роль. Но зачастую наименее явная часть системы – ее назначение или цель – имеет решающее значение для поведения системы, определяет, каким оно будет.

Существует несколько часто встречающихся, простых, но очень важных типов систем, и если в них как следует разобраться, то станут понятны основные принципы поведения и более сложных систем.

Особенно важно уметь выделять три основных качества, свойственных системам: устойчивость к внешним воздействиям, способность к самоорганизации и иерархическое строение.

Чтобы изменить ситуацию, прежде всего надо выйти за рамки информации, доступной в данной точке, и получить общее представление о системе в целом. Обладая более широким кругозором, можно преобразовать информационные потоки, цели, стимулы и препятствия таким образом, чтобы отдельные, ограниченные, рациональные действия действительно приводили к результатам, благоприятным для всех.

Заключение

Вопросы, на которые «Азбука системного мышления» даст ответ:

  • Перед вами система, которой можно управлять или просто набор разрозненных элементов?
  • Какие бывают системы?
  • С какими типичными проблемами сталкиваются системы и как их решать?
  • Почему системы так эффективны?
  • На какие элементы системы необходимо воздействовать для повышения эффективности системы?

Жанр: Образовательная литература

Другие книги

Заказать книгу на Ozon.ru
Москва